Как написать сочинение по литературе

Образование и карьера

Сочинение как один из жанров литературного творчества предусматривает логическое, последовательное, грамотное, эмоциональное и стилистически верное изложение на бумаге своих мыслей, глубокое понимание прочитанного, по которому выполняется работа, а также знание критики.

Написание сочинения требует от человека данных навыков – знание биографии автора, истории литературы, полное понимание идейного содержания прочитанного, характеристики героев.

Если ученик (студент) пишет сочинение в классе, то ему необходимо работать рационально, чтобы хватило времени на написание черновой работы, его тщательную проверку, внесение правок при необходимости и переписывание текста в тетрадь.

В черновике не обязательно писать всю работу. В него можно вносить тезисы, важные цитаты героев, опорные фразы или же развернутый план сочинения. Колоссальную экономию времени принесет замена в черновике полного написания событий, название произведения, имени писателя сокращенным (П. – М.Ю. Лермонтов, «М. и М. – «Мастер и Маргарита», ВОВ – Великая Отечественная война).

Важным этапом работы над текстом, является его скрупулезная проверка. Перечитывая черновую и чистовую запись, не отвлекайтесь и вдумывайтесь в каждую фразу. Если правописание того или иного слова вызывает вопрос, следует вспомнить правило, а если не получается это сделать, то следует его заменить на другое. Не менее тщательно надо проверять знаки препинания, объясняя себе, почему именно в этом месте написан (или не написан) тот или другой знак препинания. Также во время проверки следует находить и заменять неудачные словосочетания, выражения, повтор слов. Необходимо научиться выявлять и исправлять свои недочеты.

Тип темыОсновные требованияРаспространенные ошибкиКак не допускать ошибок
Анализ произведенияПолностью раскрыть идейно-эстетическую ценность книгиПростой пересказ, отсутствие литературоведческого анализаИспользовать, такие термины как сюжет, замысел, композиция, тема и др.
Подлинная характеристика литературного персонажаРаскрыть главную сущность образа, показать эволюцию его нрава, специальные средства его воплощения, позицию автораОдносторонний анализ, отсутствует собственное мнение и объяснение приемов художественного воплощенияПрименять понятия литературного характера, портрета, типа, речевой характеристики персонажа
Показ исторической личностиС позиции современного человека раскрыть значение деятельности исторической деятельностиНе показаны особенности ушедшей эпохи, связи с сегодняшним временемОбратить внимание на творческий и жизненный путь исторической личности, на ее восприятие современными людьми
Групповая характеристика персонажейПостараться выделить типическое, общее, а потом индивидуальноеМеханическое соединение личных характеристик разных персонажей в одно целоеПроводить поэтапный логический анализ от целому к части и наоборот
Сравнительный анализ образов, произведенийТочное определение их отличий и сходствСравнение заменена двумя анализами. Сравниваются не главные, а вторичные признакиПроводить сравнение по дополнительным и главным чертам, качествам, по различным параметрам (эпоха, язык, обстоятельства, время)
ОбобщающаяОбобщающее рассуждение о похожих предметах и явленияхНе раскрывается проблема, связи между предметами и явлениямиВникнуть в суть темы, выделить в ней главное и второстепенное
Художественная форма произведенияПровести литературоведческий анализ художественных средствПолное или частичное незнание литературной теорииПрименять литературоведческие понятия
Образ автораПолностью раскрыть позицию автора, его отношение к действительности и героямНеверное или краткое раскрытие темыАктивно использовать понятие образа автора

 

Работа должна состоять из 3 частей: вступления, основной части, заключения. Главная часть должна занимать  от объема всего текста.

Вступление – это своеобразное предисловие, подготовка к восприятию рассуждений автора. Вступительная часть не должна быть слишком общей, далекой от поставленной цели, погруженной ненужными фактами, которые не имеют непосредственного отношения к выбранной теме. Во вступлении можно рассказать о времени, когда жил создатель произведения, сообщить его биографические данные, отметить известные книги, рассказать о теме, идее рассматриваемого произведения, об обстоятельствах его написания и.т.д.

В основной части полностью раскрывается содержание темы. Здесь необходимо обобщить фактический материал и выделить в нем самое важное. Анализ произведения следует проводить в единстве его содержания и художественной формы, единстве частного и общего. Само произведение, а не литературно-критические статьи о нём, должно стать основой для рассуждений. Можно использовать критику в качестве дополнительного материала для подтверждения личных тезисов и рассуждений. Стремясь к точности и полноте анализа произведения, нужно уметь выбирать только лишь те события, эпизоды, которые способствуют развитию поставленной темы. Следует обратить пристальное внимание и на талант автора, его принадлежность к тому или другому литературному направлению, на жанровые особенности книги. В сочинениях на историческую тему в основной части необходимо отметить значение определенного исторического события, воспринять ее с точки зрения современного человека. Главная часть – это целая система аргументов и тезисов, само рассуждение.

Заключение – вывод из выше написанного, обобщение наблюдений. Оно придает всему рассуждению законченный вид, показывает, для чего создано сочинение. Некоторые ученики не пишут заключение, и их рассуждение получается оборванным. Чтобы наиболее всесторонне и полно раскрыть выбранную тему, нужно написать развернутый план, который бы максимально очерчивал основные вопросы, которые будут рассмотрены в письменной работе. План позволяет последовательно и логично изложить на бумаге собственные мысли, избежать пропусков, повторений и непреднамеренных отступлений от темы. План может быть подробным и более общим. Он должен вытекать из поставленной цели и полностью раскрывать ее.

Эпиграф плотно связан с содержанием и идеей сочинения. Эпиграфом может быть весьма выразительный и краткий отрывок из прозаического произведения, поговорка, пословица или стихотворная строка. В сочинении не обязательно писать эпиграф, но если он правильно подобран, то это говорит о том, что автор текста глубоко понимает прочитанную книгу или весь творческий путь автора, и письменная работа от этого только выиграет. Не нужно брать эпиграф в кавычки. Инициалы и фамилия пишутся ниже эпиграфа справа без круглых скобок.

При выполнении работы нужно обратить внимание на правильное оформление цитат. Цитата – дословная выдержка из текста – является важным средством, помогающим, более глубоко и аргументировано высказать главную мысль, придать высказыванию эмоциональную окраску. Цитата подтверждает или объясняет, но не повторяет ее. Цитируя произведение, надо знать меру: в сочинении не следует писать чрезмерное число выдержек из книг или списывать в тетрадь объемные отрывки. Так как сочинение будет напоминать нагромождение заимствованных мыслей и наблюдений. Но все, же нельзя полностью избегать цитирования, потому что без него кажется, что студент в недостаточной степени знаком с художественным произведением или читал только критику о нём. Цитаты должны быть максимально точными и органично смотреться в тексте.

Чтобы работа имела законченный и стройный вид и в ней была логическая последовательность мышления, необходимо обратить внимание на специальные единицы, которые служат средствами связи между предложениями. К ним относятся союзные слова, союзы, побочные выражения и конструкции, к примеру:

  • во-первых;
  • во-вторых;
  • в то же время;
  • само собой;
  • а значит;
  • однако;
  • на самом деле;
  • с другой стороны;
  • кроме того;
  • в первую очередь;
  • прежде всего;
  • таким образом;
  • в сущности;
  • то есть;
  • как видим;
  • поэтому;
  • именно;
  • как видим;
  • как уже отмечалось;
  • собственно говоря.

Необходимо помнить и про абзацы, в которые выделяют основные идеи, относительно законченную мысль, а также композиционные моменты письменной работы – вступление, главную часть, заключение. Слишком много абзацев быть не должно; с другой стороны, сочинение не должно представлять собой один большой абзац. Делайте логические переходы между абзацами, так как без них сочинение становится бессистемным.

Естественно, текст должен быть написан без ошибок. К сожалению, это встречается не так уж часто.

Чаще всего встречаются следующие ошибки:

  1. Пунктуационные ошибки.
  2. Языковые ошибки (неоправданный повтор, слово употреблено в неправильном значении, написано лишнее слово).
  3. Грамматические ошибки (несоответствие числа существительных или рода, употребление слова не в той форме спряжения или склонения, неправильное сочетание нескольких слов).
  4. Синтаксические ошибки (объединение в одном предложении несоотносительных, несовместимых понятий, нарушен порядок слов, синтаксическая и логическая связь между частями письменной работы).
  5. Ошибки в содержании (искажение названий, фактов, имён, непоследовательное высказывание мнений, мыслей, неполное раскрытие выбранной темы).
  6. Орфографические ошибки (правописание согласных и гласных, употребление строчной, заглавной буквы, слитное или раздельное написание).

© Все права защищены | Газета онлайн «Молодежное.инфо»

Автор: Ковгунова Кристина Сергеевна (Россия, Москва)